КГБОУ "Алтайская общеобразовательная школа-интернат"
659650 Алтайский край, Алтайский район, с.Алтайское, ул. В.С. Ершова, 33
  • Школа ответственного родительства

    Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается низкий уровень родительской компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Как отмечают сами родители - никто и никогда не учил их тому, как быть грамотными родителями и как не совершать родительских ошибок. Поэтому они воспитывают детей или на основе образца воспитания родителей в их семьях (не всегда грамотного и конструктивного), или путем проб и ошибок.

    В    настоящее время многие семьи (как и по всей стране) переживают противоречивое и сложное состояние:

    1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

    2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми).

    3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является).

    4. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей

    и    детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей).

    Таким образом, необходимость в просвещении (обучении) родителей должна быть продолжена, так как обусловлена рядом причин:

    - потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и социальных институтов в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

    - открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

    Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей»,

    – утверждает В.А. Сухомлинский.

    Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе.

    Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.
    Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и социальными учреждениями.
    Цель программы:

    -    организация педагогического образования родителей.

    -    создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, воспитание ценностного отношения к семье у детей и родителей.

    Объект проектирования: педагогическое просвещение родителей как целостная система.

    Предмет проектирования: содержание, методы и формы образовательного сопровождения родителей.

    Основные задачи:

    -    способствовать повышению обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;

    -    повышать уровень психологического комфорта в семьях и усиливать мотивацию родителей к семейному воспитанию здорового ребенка.

    Содержание работы:
    1. Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни.
    2. Организация и  проведение родительского всеобуча.
    3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей.

    4. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности, к работе классного и общешкольного родительского комитета, Управляющего Совета.

    5. Участие в традиционных классных и  общешкольных праздниках.
    6.Проведение диагностических исследований, анкетирование.
    7. Правовое, психолого - педагогическое просвещение  родителей.
    8. Проведение адресных собраний (для родителей подростков с девиантным поведением).

    Главным критерием эффективности реализации программы являются положительные отзывы со стороны родительской общественности. Измеримыми показателями критериев эффективности являются:

    1. Повышение активности родителей в учебных делах ребенка:
    -    рост посещаемости родителями родительских собраний всеобучей, консультаций;

    -    рост количества родителей, участвующих в мероприятиях образовательного учреждения, класса;

    -    рост количества обращений родителей за консультациями к педагогу-психологу, педагогу, классному руководителю.

    2. Повышение общественной активности родителей:

    -    инициирование родителями мер по усилению профилактической работы и участие в реализации этих мер.

    3. Повышение активности родителей в организации свободного времени ребенка:
    -    рост количества детей, постоянно занятых в сфере дополнительного образования;

    -    рост количества родителей, планирующих и организующих каникулярное время своих детей.

    Принципы:

    -    первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

    -    достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);

    -    практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в жизни);

    -    взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения специалистов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей).

    Содержание работы:
    1. Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни.
    2. Организация и  проведение родительского всеобуча.

    3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций, привлечение родителей на занятия консультационного пункта

    5.    4. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности, к работе классного и общешкольного родительского комитетаУчастие в традиционных классных и  общешкольных праздниках.
    6.    Проведение диагностических исследований, анкетирование
    7.    Правовое, психолого - педагогическое просвещение малообеспеченных родителей

    8.    Проведение адресных собраний (для родителей подростков с девиантным поведением). Реализация программы (деятельностный этап) через коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) в сочетании с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, медицинских работников, социальных педагогов, психологов).

    Методы оценки результативности реализации программы и дальнейшие ее перспективы:
    -диагностика
    -    опрос
    -    анкетирование
    -тестирование учащихся.


    Сроки реализации программы:  2023-2024 годы.


    Основные формы: семинар, классное родительское собрание, психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинг и другие.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике